Формирование стратегии развития организации дорожно-строительной отрасли

При выходе на рынок любая организация сталкивается с вопросами – куда и как двигаться дальше? В настоящее время каждый руководитель должен сам заниматься решением этих вопросов самостоятельно, причем каждое неверное решение руководителя может привести его предприятие к критическим последствиям, а именно банкротству. В связи с этим ответственность руководителя увеличивается, так как от его действий зависит дальнейшая судьба предприятия, благоприятные условия для его работников. Помочь руководителю ответить на эти вопросы, призвана совокупность методов стратегического менеджмента. Пользуясь ею, можно определить направление дальнейшего движения организации, миссию, цели и задачи, перспективные направления деятельности, осуществлять движение к поставленным целям в кратчайшие сроки с минимальными затратами и, в конечном счете, сформировать стратегию развития организации .

Без правильно сформулированной стратегии не будет эффективного развития организации, взаимосвязи задач, целей и способов их достижения, а, следовательно, будет не возможно полноценно оценить эффективность деятельности всей организации. Уверенность в действиях обеспечивает достижение высоких производственных результатов. Именно в этом состоит роль стратегии в организации управления производством и, в частности, дорожном строительстве.

Основной целью стратегии развития дорожно-строительного комплекса России является совершенствование сети автомобильных дорог, повышение их потребительских свойств для стимулирования экономического роста во всех регионах РФ и обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны.

Какие же факторы оказывают влияние на формирование стратегии развития организаций дорожно-строительной отрасли?

На формирование стратегического плана развития дорожно-строительного комплекса особое влияние оказывают следующие факторы: прогноз транспортных потоков и оценка степени соответствия параметров дорог интенсивности движения; технологический уровень материально-технической базы для обеспечения развития дорожного хозяйства; анализ финансовых источников и обеспеченности инвестиционными ресурсами для реализации сформулированной стратегии .

По данным 2010 года Новосибирск занял 22 место по России, с показателем 232 легковых автомобиля на 1000 жителей города. В 2016 году этот показатель составил 339 легковых автомобиля на 1000 жителей, по прогнозам к 2025 г. данный показатель увеличится до 450 автомобилей на 1000 жителей. Увеличение парка легковых автомобилей приведет к существенному росту интенсивности движения на дорогах. Данные о количестве автомобилей, приходящихся на 1000 жителей Новосибирской области, представлены в таблице 1 .

Таблица 1 – Данные о количестве автомобилей, приходящихся на 1000 жителей Новосибирской области

Год

Количество автомобилей на 1000 человек

2010

232

2011

260

2012

273

2013

292

2014

309

2015

315

2016

339

 

Увеличение количества автомобилей обусловлено повышением уровня жизни людей, заработной платы и другими факторами. В дальнейшей перспективе транспортный поток будет увеличиваться ежегодно.

Степень соответствия параметров дорог интенсивности движения и её оценка также оказывают влияние на формирование стратегии развития организаций дорожно-строительной отрасли. Наиболее применяемой характеристикой транспортного потока является интенсивность движения. Определение интенсивности движения является основой оценки состояния транспортного потока. Среднегодовая нагрузка на автомобильные дороги общего пользования Новосибирской области представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика нагрузки на автомобильные дороги общего пользования Новосибирской области

Год

Протяженность автодорог общего пользования, км.

Количество автомобилей, шт.

Среднегодовая нагрузка на автодороги общего пользования, шт./км. в год

2010

24772

618491

24,96

2011

24782

693281

27,97

2012

24811

733514

29,56

2013

24859

791163

31,82

2014

24921

843934

33,86

2015

24973

889987

35,63

2016

25016

941352

37,62

 

По данным таблицы можно сказать, что нагрузка на автомобильные дороги Новосибирской области ежегодно растет, в то время как темпы строительства автодорог гораздо меньше.

Другим важным фактором, оказывающим значительное влияние на формирование стратегии развития дорожно-строительного комплекса области, является технологический уровень материально-технической базы. По уровню богатства минерально-сырьевыми ресурсами для дорожного строительства и наличию месторождений природных строительных материалов (гравия, песка, щебня) Новосибирская область занимает одну из лидирующих позиций среди регионов Российской Федерации. Потребность в основных дорожно-строительных материалах для обеспечения работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также работ по ремонту покрытий на дорогах общего пользования Новосибирской области, представлена в табл. 3.

Таблица 3 – Потребность в основных дорожно-строительных материалах для обеспечения работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог и дорожных сооружений Новосибирской области

Год

Материал

Битум, т.

Щебень, м3

Песок, т.

2010

75

129000

1005000

2011

100

172000

1340000

2012

59

184000

1110000

2013

75

132500

1033000

2014

29

30000

322500

2015

104

31900

175240

2016

58

8000

126900

 

Наблюдается снижение количества используемого сырья (а значит и снижение объемов строительства) для строительства дорог по сравнению с докризисным временем, что обусловлено нехваткой денежных средств. Следовательно, в условиях ежегодного увеличения количества автомобилей, недостаток финансирования может привести к ухудшению состояния дорожного полотна, если вовремя не будет произведен должный ремонт в необходимом объеме.

Третьим внешним фактором, формирующим стратегию развития дорожно-строительного комплекса города и области, является выявление стабильных источников финансирования дорожного строительства. Доля затрат на дорожное хозяйство в целом по России неуклонно падает. Динамика расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог по Новосибирской области представлена в таблице 4. Как показывает практика, ощущается острая нехватка финансовых ресурсов для реализации важнейших проектов развития федеральной дорожной сети.

Таблица 4 – Расходы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог Новосибирской области

Год

Финансирование, млн.руб.

Среднегодовое финансирование
на 1 км. автомобильных дорог, руб./км.

2010

1976,9

79803

2011

1759,0

70978

2012

1074,4

43303

2013

1597,7

64270

2014

1440,6

57806

2015

1158,4

46386

2016

1015,4

40590

 

Финансирование строительства дорог в Новосибирской области до 2011 года постепенно увеличивалось, но с наступлением мирового экономического кризиса 2012 года, затронувшего и Россию, выделение государством денежных средств резко сократилось более чем в 10 раз. Начиная с 2013 года финансирование более менее стабилизировалось. По прогнозам экспертов, в ближайшие 10 лет ситуация кардинально не изменится.

По данным Федеральной службы государственной статистики доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в Новосибирской области по состоянию на 1 января 2014 года составляет около 30% (это примерно 38 место по Российской Федерации и 6 место по Сибирскому федеральному округу) [4].

График среднегодового финансирования денежных средств на строительство дорог Новосибирской области и среднегодовой нагрузки на автодороги общего пользования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика среднегодового финансирования на 1 км. автодорог и нагрузки на них

Исходя из графика, можно сделать вывод, что нагрузка на автодороги Новосибирской области общего пользования ежегодно возрастает, а количество денежных средств, выделяемых на строительство данных дорог уменьшается, следовательно, степень соответствия параметров дорог интенсивности движения падает.

Таким образом, выделенные выше факторы оказывают существенное влияние на формирование единой стратегии развития дорожно-строительного комплекса на региональном уровне, позволяют систематизировать работу по выработке мер реализации эффективного функционирования дорожно-строительного комплекса и его производственных компонентов на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях.

Автор статьи 
Речкина Ангелина Евгеньевна
студентка 4-го курса НГУЭиУ