При выходе на рынок любая организация сталкивается с вопросами – куда и как двигаться дальше? В настоящее время каждый руководитель должен сам заниматься решением этих вопросов самостоятельно, причем каждое неверное решение руководителя может привести его предприятие к критическим последствиям, а именно банкротству. В связи с этим ответственность руководителя увеличивается, так как от его действий зависит дальнейшая судьба предприятия, благоприятные условия для его работников. Помочь руководителю ответить на эти вопросы, призвана совокупность методов стратегического менеджмента. Пользуясь ею, можно определить направление дальнейшего движения организации, миссию, цели и задачи, перспективные направления деятельности, осуществлять движение к поставленным целям в кратчайшие сроки с минимальными затратами и, в конечном счете, сформировать стратегию развития организации .
Без правильно сформулированной стратегии не будет эффективного развития организации, взаимосвязи задач, целей и способов их достижения, а, следовательно, будет не возможно полноценно оценить эффективность деятельности всей организации. Уверенность в действиях обеспечивает достижение высоких производственных результатов. Именно в этом состоит роль стратегии в организации управления производством и, в частности, дорожном строительстве.
Основной целью стратегии развития дорожно-строительного комплекса России является совершенствование сети автомобильных дорог, повышение их потребительских свойств для стимулирования экономического роста во всех регионах РФ и обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны.
Какие же факторы оказывают влияние на формирование стратегии развития организаций дорожно-строительной отрасли?
На формирование стратегического плана развития дорожно-строительного комплекса особое влияние оказывают следующие факторы: прогноз транспортных потоков и оценка степени соответствия параметров дорог интенсивности движения; технологический уровень материально-технической базы для обеспечения развития дорожного хозяйства; анализ финансовых источников и обеспеченности инвестиционными ресурсами для реализации сформулированной стратегии .
По данным 2010 года Новосибирск занял 22 место по России, с показателем 232 легковых автомобиля на 1000 жителей города. В 2016 году этот показатель составил 339 легковых автомобиля на 1000 жителей, по прогнозам к 2025 г. данный показатель увеличится до 450 автомобилей на 1000 жителей. Увеличение парка легковых автомобилей приведет к существенному росту интенсивности движения на дорогах. Данные о количестве автомобилей, приходящихся на 1000 жителей Новосибирской области, представлены в таблице 1 .
Год | Количество автомобилей на 1000 человек |
2010 | 232 |
2011 | 260 |
2012 | 273 |
2013 | 292 |
2014 | 309 |
2015 | 315 |
2016 | 339 |
Увеличение количества автомобилей обусловлено повышением уровня жизни людей, заработной платы и другими факторами. В дальнейшей перспективе транспортный поток будет увеличиваться ежегодно.
Степень соответствия параметров дорог интенсивности движения и её оценка также оказывают влияние на формирование стратегии развития организаций дорожно-строительной отрасли. Наиболее применяемой характеристикой транспортного потока является интенсивность движения. Определение интенсивности движения является основой оценки состояния транспортного потока. Среднегодовая нагрузка на автомобильные дороги общего пользования Новосибирской области представлена в таблице 2.
Год | Протяженность автодорог общего пользования, км. | Количество автомобилей, шт. | Среднегодовая нагрузка на автодороги общего пользования, шт./км. в год |
2010 | 24772 | 618491 | 24,96 |
2011 | 24782 | 693281 | 27,97 |
2012 | 24811 | 733514 | 29,56 |
2013 | 24859 | 791163 | 31,82 |
2014 | 24921 | 843934 | 33,86 |
2015 | 24973 | 889987 | 35,63 |
2016 | 25016 | 941352 | 37,62 |
По данным таблицы можно сказать, что нагрузка на автомобильные дороги Новосибирской области ежегодно растет, в то время как темпы строительства автодорог гораздо меньше.
Другим важным фактором, оказывающим значительное влияние на формирование стратегии развития дорожно-строительного комплекса области, является технологический уровень материально-технической базы. По уровню богатства минерально-сырьевыми ресурсами для дорожного строительства и наличию месторождений природных строительных материалов (гравия, песка, щебня) Новосибирская область занимает одну из лидирующих позиций среди регионов Российской Федерации. Потребность в основных дорожно-строительных материалах для обеспечения работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также работ по ремонту покрытий на дорогах общего пользования Новосибирской области, представлена в табл. 3.
Год | Материал | ||
Битум, т. | Щебень, м3 | Песок, т. | |
2010 | 75 | 129000 | 1005000 |
2011 | 100 | 172000 | 1340000 |
2012 | 59 | 184000 | 1110000 |
2013 | 75 | 132500 | 1033000 |
2014 | 29 | 30000 | 322500 |
2015 | 104 | 31900 | 175240 |
2016 | 58 | 8000 | 126900 |
Наблюдается снижение количества используемого сырья (а значит и снижение объемов строительства) для строительства дорог по сравнению с докризисным временем, что обусловлено нехваткой денежных средств. Следовательно, в условиях ежегодного увеличения количества автомобилей, недостаток финансирования может привести к ухудшению состояния дорожного полотна, если вовремя не будет произведен должный ремонт в необходимом объеме.
Третьим внешним фактором, формирующим стратегию развития дорожно-строительного комплекса города и области, является выявление стабильных источников финансирования дорожного строительства. Доля затрат на дорожное хозяйство в целом по России неуклонно падает. Динамика расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог по Новосибирской области представлена в таблице 4. Как показывает практика, ощущается острая нехватка финансовых ресурсов для реализации важнейших проектов развития федеральной дорожной сети.
Год | Финансирование, млн.руб. | Среднегодовое финансирование |
2010 | 1976,9 | 79803 |
2011 | 1759,0 | 70978 |
2012 | 1074,4 | 43303 |
2013 | 1597,7 | 64270 |
2014 | 1440,6 | 57806 |
2015 | 1158,4 | 46386 |
2016 | 1015,4 | 40590 |
Финансирование строительства дорог в Новосибирской области до 2011 года постепенно увеличивалось, но с наступлением мирового экономического кризиса 2012 года, затронувшего и Россию, выделение государством денежных средств резко сократилось более чем в 10 раз. Начиная с 2013 года финансирование более менее стабилизировалось. По прогнозам экспертов, в ближайшие 10 лет ситуация кардинально не изменится.
По данным Федеральной службы государственной статистики доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в Новосибирской области по состоянию на 1 января 2014 года составляет около 30% (это примерно 38 место по Российской Федерации и 6 место по Сибирскому федеральному округу) [4].
График среднегодового финансирования денежных средств на строительство дорог Новосибирской области и среднегодовой нагрузки на автодороги общего пользования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика среднегодового финансирования на 1 км. автодорог и нагрузки на них
Исходя из графика, можно сделать вывод, что нагрузка на автодороги Новосибирской области общего пользования ежегодно возрастает, а количество денежных средств, выделяемых на строительство данных дорог уменьшается, следовательно, степень соответствия параметров дорог интенсивности движения падает.
Таким образом, выделенные выше факторы оказывают существенное влияние на формирование единой стратегии развития дорожно-строительного комплекса на региональном уровне, позволяют систематизировать работу по выработке мер реализации эффективного функционирования дорожно-строительного комплекса и его производственных компонентов на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях.
Автор статьи
Речкина Ангелина Евгеньевна
студентка 4-го курса НГУЭиУ