Дорога, отсыпка которой сделана плохо и с нарушениями технологий, долго не прослужит. Поэтому отсыпка — наиболее ответственный этап при строительстве дороги, существенно влияющий на её прочностные характеристики. В современных условиях дорожного строительства наибольшую популярность получила отсыпка дороги нерудными каменными материалами. Стоимость щебёночной отсыпки выше, чем песчано-гравийной, однако и срок службы также выше.
Отсыпка — это доставка щебня на место, его разравнивание и последующее уплотнение. Именно от плотности трамбовки и укатки, от равномерности слоя щебня зависит, насколько долго прослужит дорога. Щебень — великолепный элемент обустройства дорожного полотна: он не допускает проседания, не подвержен температурным расширениям, имеет отличную сцепляемость и дренажные характеристики даже в случае наибольшего уплотнения.
Его можно доставлять на объект заранее и хранить на открытом воздухе — он долго сохраняет свои физико-химические свойства. Укладывать его можно при любых погодных условиях, позволяющих работать спец.технике — это положительно сказывается на уменьшении стоимости работ.
Сначала проводятся исследовательско-изыскательные работы, определяется объём и стоимость работ. Расчёт стоимости определяется множество факторов — от структуры почвы до интенсивности трафика. После планируется грунт и устройство основания. Для этого при помощи спец.техники разравнивается и планируется участок. Грейдеры снимают плодородный грунт, отвозят его в места хранения. Бульдозеры и грейдеры ровняют участок строительства и уплотняют сам грунт.
Перед отсыпной выполняют подсыпку основания. Это увеличивает стоимость, однако позволяет повысить качество работ. Для этой цели организуют песчаную подушку толщиной несколько сантиметров. Её цель — нивелировать пучинистость грунтов при замерзании.
Одновременно с этим отрываются кюветы для сбора и отвода воды с дороги, а также устраиваются необходимые насыпи и заглубления для горизонтального выравнивания подушки.
Правильно организованная подушка не даст воде подняться до уровня отсыпки, будет компенсировать пучинистые изменения верхних слоёв почвы из-за сезонных перепадов температур и, соответственно, продлит срок службы основания.
Минимальная толщина слоя щебня должна в полтора раза превышать линейный размер наиболее крупного щебёночного камня и составлять минимально 10 сантиметров при прочном основании и 15 сантиметров при песочной подушке.
Максимальная толщина щебёночного основания зависит от принимаемой техники и самого щебня и составляет от 18 до 30 см. Объём щебня выбирается с учётом запаса на уплотнение, который, в зависимости от фракции, составляет от 1,25 до 1,5 раз. Поэтому отсыпка щебнем, цена которой зависит от стоимости щебня, увеличивается в стоимости ещё на коэффициент этого уплотнения.
В зависимости от типа щебня, щебёночное основание делается либо в два, либо в один этап.
Если щебень осадочных пород с маркой прочности менее 600 устройство щебёночных оснований проводят в один этап, что влияет на стоимость отсыпки щебнем в сторону её уменьшения.
При необходимости доуплотнения это делается по ширине дорожного покрытия построечным транспортом.
На обоих этапах и первом, и втором основание дороги уплотняют катками с массой не менее 16 т на пневматических шинах и давлением в шинах 0,6-0,8 МПа, прицепными катками вибрационного типа массой от 6 т, решетчатыми массой от 15 т, самоходными гладковальцовыми массой от 10 т и комбинированными массой свыше 16 т. Общее количество проходов техники статического типа составляет не менее 30 (10 проходов на первом этапе, 20 на втором), катков комбинированных типов — от 18 проходов (6 и 12 для первого и второго этапов) и машин вибрационного типа — более 12 проходов (4 и 8 соответственно).
Основания трассы из щебня прочностью менее 600 и пластичностью Пл2, Пл3 уплотняются катками на пневмошинах массой не превышающей 16 т и за не менее чем 20 проходов либо виброплитами.
При уплотнении и расклинивании производят поливку основания водой — это значительно уменьшает трение между щебёнками, а также ускоряет взаимозаклинивание. Примерный расход воды составляет 15-25 литров на кв.м, при уплотнении щебня шлакового типа ориентировочный расход составляет 25-35 литров на кв.м для первого этапа и 10-15 литров на кв.м для второй расклинивающей фракции.
Расклинцовка слоя на втором этапе производится щебнем более мелкой фракции. Если щебень трудноуплотняемый, перед расклиниваем основание обрабатывают органическим вяжущим веществом из расчёта 2-3 литра на кв.м.
После того как сделана отсыпка участка щебнем, проведены уплотнительные работы, по поверхности распределяют каменную крошку, мелочь прочностью не ниже 800 (для осадочных пород — 600) из расчёта 1 кубометр на на 100 кв.м, и за 4-6 проходов её уплотняют .
Если для основы берётся щебень фракции 40-70 мм, то для расклиночного способа укладки применяется смесь фракций 0-10, 0-20, 5-20 мм, а для щебня 70-120 мм используется фракция 5-40 мм.
Если окружающая температура находится в диапазоне от 0 до -5°С, все работы по профилированию, распределению, уплотнению щебня влажностью не более 3% продолжаются не более четырёх часов. Если температура ниже — для работ отводится 2 часа. Если влажность каменного материала превышает 3%, производится его обработка различными растворами хлористых солей из расчёта 0,3-0,5 % от обрабатываемой массы.
При отрицательных температурах уплотнение и расклицовка производятся без увлажнения. Стоимость работ по отсыпке щебнем при этом возрастает в виду увеличения сложности и сокращения времени для проведения работ.
Контроль проводится минимально через каждые 100 м полотна.
Контролируют следующие параметры:
Стоимость отсыпки дороги щебнем зависит от нескольких факторов: сложности и объёма необходимых подготовительных работ по организации подушки; будущей нагрузки на дорогу, а, соответственно, и выбранного щебня и его объёма для организации отсыпки; сроков, выделенных для проведения работ, а, соответственно, и количества специальной техники и количества рабочих, задействованных в работах.
Если после отсыпки дороги щебнем она не покрывается асфальтом — она называется дорогой со щебёночным покрытием. Это проектное решение, его можно применять для сельских дорог, где низкая интенсивность движения; при этом стоимость такого решения минимальна. В случае увеличения нагрузки и трафика на них, дороги переводят в твердое покрытие с низкой стоимостью, поскольку основание уже выполнено.
Компания «Дорожные Технологии» производит все виды отсыпок и асфальтирования дороги в Новосибирске с точным расчётом стоимости работ.