Анализ асфальта

Для качества дорожных работ важны максимально точные результаты проверки асфальтобетона. Все необходимые данные могут быть получены только в лабораторных условиях. Независимая экспертиза позволяет выявить возможные нарушения, которые были допущены работниками на определенном этапе строительства. Анализ асфальта в лаборатории проводится по стандартам нормативной документации ГОСТа, СНиП и СП. Испытания проходят готовые образцы асфальта, а также такие компоненты дорожного полотна, как песок, щебень и минеральные составляющие. Специалисты изучают механические и физические характеристики материалов, их способность противостоять нагрузкам и различным природным факторам.

Причины лабораторной проверки асфальтобетона

Анализ асфальта проводится в следующих случаях:

· Во время ремонта осуществляется вырубка асфальта для изучения образца в лаборатории (как во время локального, так и при капитальном ремонте), и по результатам экспертизы определяется степень деформации дорожного объекта, а также дальнейшие перспективы по его безопасному использованию;

· Лабораторное изучение асфальта нередко назначается в случаях разногласий между заказчиком и подрядчиком: проведение глубокого исследования вырубки позволяет определить наличие технологических нарушений, отклонений от нормативных стандартов и фактов замещения материалов, указанных в документации, на более дешевые аналоги (данные результаты могут использоваться в судебной практике);

· Необходимость выбора состава асфальта требует изучения образцов асфальтобетона в лаборатории еще на начальных этапах строительства (с учетом рекомендаций специалистов определяется качество, долговечность асфальта и его эксплуатационные свойства).

Все характеристики такого анализа являются нормированными, поэтому вырубка асфальта для лаборатории осуществляется в обязательном порядке. Не заделанные после вырубки отверстия считаются нарушением, контролируемым такими дорожными инстанциями, как Территориальное и Федеральное управление автомобильных дорог (при обнаружении нарушений следует обращаться в данные организации). Контроль качества включает анализ следующих характеристик:

· Состав смеси (количество песка, щебня, битума и других компонентов);

· Толщина и объем асфальтобетона (важная характеристика, так как если вместо 10 см положить 9 см бетона, то может получиться несколько миллионов «экономии»);

· Плотность покрытия, которая напрямую влияет на долговечность асфальта (она должна быть не больше и не меньше установленного стандарта).

Технология укладки асфальта в Новосибирске также подразумевает использование специальных ультразвуковых приборов для определения толщины без вырубки, однако в соответствии с требованиями для экспертизы они не подходят.

Правила отбора проб

Образцы на анализ асфальта лаборатория берет в соответствии с ГОСТом 12801-98 и СНиП 3.06.03.85. На одном километре покрытия осуществляется отбор вырубок в количестве трех штук. Пробы берутся из горячих асфальтобетонов через сутки после уплотнения асфальта и из холодных — через 15 суток. Работы по вырубке делаются на расстоянии в 0.5 метра от края покрытия. По форме образцы могут быть прямоугольные или цилиндрические. Чтобы рассчитать объем вырубки, следует определить количество и размер образцов для полного цикла лабораторного анализа с учетом толщины слоя асфальтобетона.

Асфальт перед проведением вырубки очищается от грязи. Для двух- или трехслойного покрытия вырубка осуществляется на всю ширину (образец для анализа в лаборатории не должен иметь трещин). Затем пробы маркируются, нумеруются, и наклеивается этикетка с указанием номера, места отбора проб, объекта строительства, проектных данных и самой строительной организации. Пробы также регистрируются в лабораторном журнале для приемки проб. Время сдачи образца на испытание фиксируется в документе (акт отбора), куда также ставится подпись принимающего лица. Весь цикл испытаний занимает, примерно, от 2 до 5 дней.

Для проведения испытаний асфальта в компании Дорожные Технологии применяется стандартный набор оборудования химической лаборатории:

· Колбы, капельницы, стаканы и т.д.;

· Гидравлический или механический пресс, оснащенный силоизмерителем;

· Специальные весы (4 класс);

· Водяные и песчаные бани;

· Химический термометр;

· Вакуумный сушильный шкаф или специальный прибор;

· Набор гранулометрических сит;

· Гидростатические весы;

· Насадка для экстрагирования;

· Расходные материалы — фильтровальная бумага, вата и т.д.

Результаты испытаний, которые включала вырубка асфальта для лаборатории гост 12801-98, передаются в отдел государственного управления по приемке строительных объектов или капитального ремонта автодорог. Во время сдачи образцов в лабораторию представляется акт по отбору проб, который должен быть заполнен по установленной форме и подписан представителями подрядной организации и куратором со стороны заказчика.

Основные этапы исследований

Испытания асфальтовой дороги включают обязательные лабораторные исследования, состоящие из нескольких этапов:

1. На место вырубки проб выезжает мобильная группа специалистов со всем необходимым оборудованием, после чего заказчик выбирает объем работ: локальную проверку или комплексную экспертизу;

2. Проводятся требуемые измерения, и изучается толщина слоев дорожных покрытий (опытные специалисты выявляют степень деформации полотна уже при первом осмотре асфальта);

3. Образцы вырубок доставляют в лабораторию, и после испытаний и анализов результаты сверяют с действующими стандартами качества и ГОСТь для контроля асфальтного покрытия; также учитывается нормативная документация для проведения анализа асфальта;

4. Результаты исследований в лаборатории предлагаются для изучения заказчику, который таким образом может определить состояние асфальта, что в дальнейшем поможет решить возможные затруднения по техническим и финансовым вопросам.

Экспертиза дорог, площадей, парковок, улиц может проводиться на любых этапах строительства.